Педагогическая деятельность

Педагогическая деятельность

Подразделение коррекционной педагогики в Доме ребёнка проводит психолого-педагогическую реабилитацию нуждающихся в этом детей, в том числе детей-инвалидов для максимально полной адаптации к жизни в обществе. Оказывает психологическую помощь и педагогическую коррекцию нарушений развития связанных с заболеванием.
Задачи психолого-педагогической реабилитации:

  • Оценка реабилитационного потенциала путем применения различных диагностических методик;
  • Проведение коррекционно-развивающей работы с детьми-инвалидами, снижение имеющейся социальной недостаточности;
  • Развитие познавательных способностей и интеллекта;
  • Формирование навыков общения и коррекция поведения;

Используются такие методы, как игровая терапия, арттерапия, сказкотерапия, водно-песочная терапия.
В направлении организации психолого-педагогической помощи семье ребенка-инвалида широко используется такие формы работы как:

  • Консультирование родителей, опекунов, усыновителей.

Совершенно очевидно, что эффективная реабилитация больного ребёнка невозможна без активного участия его семьи, поэтому работа с родителями является одним из ведущих направлений деятельности специалистов  Дома ребёнка.

Направления работы:

Психокоррекция
Направлена на коррекцию психических функций (внимание, память, мышление), эмоционально-волевой сферы и коммуникативных навыков, личностных качеств и поведения. Для психокоррекционной работы используются методики, соответствующие степени выраженности физического и умственного дефекта, игровая терапия: ролевые игры, совместная игровая деятельность, развивающие игры, сказко-, арт- и водно-песочная терапия.Занятие проводиться в кабинете психолога

 

 

Педагогическая коррекция
Она носит характер познавательных коррекционно-развивающих занятий, проводимых опытными педагогами учреждения. Основными средствами педагогической коррекции являются игры, развивающие занятия, упражнения, продуктивная деятельность (изодеятельность), театрализация. Педагогическая коррекция направлена на развитие способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, обучению, социализации.
В ходе педагогических коррекционно-развивающих занятий формируются основные двигательные навыки, мелкая моторика, игровые навыки и навыки взаимодействия, развивается речь.

 

Логопедическая коррекция
В ходе развития речи детей используется коррекция речевого дыхания, моторики артикуляционного аппарата, мелкой моторики рук, звукопроизношения. Применяются дыхательная и голосовая гимнастика.
Целью дыхательных упражнений является увеличение объема, глубины и силы вдыхаемого и выдыхаемого воздуха, а так же нормализация ритма дыхания. Для общения с окружающими у детей с выраженной задержкой речевого развития формируются жестовые, мимические, голосовые, звукопроизносительные реакции, тренируются и закрепляются навыки произвольного произнесения слогов, облегченных слов. Используется логопедический массаж для нормализации мышечного тонуса, мимической и артикуляционной мускулатуры.

Специалисты  подразделения разрабатывают приоритетные направления работы: развитие мелкой моторики, муз-терапия, арт-терапия, песочная терапия.

Развитие мелкой моторики
На коррекционно-развивающих занятиях решаются следующие задачи:
1. Развитие двигательной активности детей:

  • Нормализация мышечного тонуса рук;
  • Совершенствование движений.
  1. Развитие функциональных возможностей рук, мелкой (тонкой) моторики:
  • Развитие правильных движений обеих рук поочередно;
  • Тренировка правильного способа удержания предмета;
  • Развитие моторики в соответствии со звучащим текстом;
  • Развитие движений пальцев рук;
  • Формирование правильного захвата.
  1. Развитие зрительно-моторной координации:
  • Рисование пальцем;
  • Пальчиковые игры;
  • Ориентировочно-поисковые действия.
  1. Стимуляция развития речи:
  • Активизация звукоподражания;
  • Пальчиковые игры со звукоподражанием;
  • Соотнесение игрушки со звукоподражанием;
  • Соотнесение действия со словом;
  • Имитация действий в соответствии со звучащим текстом.

Развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук является одним из основных направлений коррекционной работы по формированию у ребёнка правильной речи. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук оказывают стимулирующее влияние на развитие речи. Познавательные способности ребенка развиваются параллельно с навыками мелкой моторики. Каждая новая ступень развития предполагает более точные и тонкие движения рук и пальцев.

 

Технологии психолого-педагогической реабилитации:

Игровая терапия
Используются игры с предметами, сюжетно-ролевые, настольно-печатные, дидактические.
В игровой форме дети приобретают умения и навыки, необходимые в самообслуживании, узнают, уточняют, закрепляют знания. Формируются навыки захвата и удержания предметов, отыскивание предметов по звучанию, развитие целенаправленных действий по соотношению предметов друг с другом, отработка отдельных точных движений. Одна из частей игровой терапии – сюжетные игры. Для этого специально создано игровое пространство.

 

 

Арттерапия

Арт-терапия основана на занятиях художественным (изобразительным) творчеством.
Главной и основной целью арт-терапии является достижение положительных изменений в психологической сфере личности.
Каждый ребенок может участвовать в арт-терапевтической работе, которая не требует от него каких-либо способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков.
Арт-терапия особенно ценна для тех детей, кто недостаточно хорошо обладает речью, затрудняется в словесном описании своих чувств, переживаний. Продукты изобразительной деятельности являются объективным свидетельством настроений и мыслей человека. Используются нетрадиционные техники рисования, лепка.

Песочная терапия(Используется в работе психолога)
Песочная терапия — один из методов арт-терапии. Так как при манипуляции с песком создаются визуальные образы. Используется сухой и мокрый песок.
Песочная терапия используется для развития мелкой моторики, речи, мышления, формирует пространственные представления, корректирует эмоциональную сферу и навыки общения, обогащает словарный запас и общую осведомленность ребенка. Игра с песком вызывает неповторимые тактильные ощущения, которые невозможно получить, используя иные известные арт–терапевтические средства и материалы.

Сказко-терапия
Сказко-терапия — это лечение сказкой, книгой, образом, искусством. Через сказку ребёнок познаёт мир. Метод сказкотерапии основан на том, чтобы наблюдать, создавать ситуации, находить решение проблеммы.
При постановке сказки развивается фантазия, дети учатся принимать на себя какую-либо роль, проигрывая жизненные ситуации. Мы используем психокоррекционые, психотерапевтические и медитативные сказки.
Сказко-терапия назначается детям с различными неврозами, с проблемами эмоционально-волевой сферы. Сказко-терапия учит переживать, радоваться, сочувствовать, грустить и побуждает к речевому контакту.
Таким образом, значение сказко-терапии расширяется до понятия «социальная адаптация».

ЗАЛ ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗКУЛЬТУРЫ
Зал ЛФК в Доме ребёнка представляет собой специально оборудованное помещение, где ребенок, пребывая в безопасной, комфортной обстановке, наполненной разнообразными стимулами, при  сопровождении специалиста исследует окружающее.
Оборудование сенсорной комнаты дает возможность результативно работать специалисту с ребенком. У детей с ДЦП и невропатологией неразвиты или слабо развиты сенсорные и тактильные ощущения, наблюдаются серьезные нарушения эмоционально-волевой сферы и коммуникативных навыков. Возможности зала ЛФК позволят полноценно восстанавливать утраченные навыки.
Специальное оборудование зала включает в себя два функциональных блока:

  1. Релаксационный блок – в него входят мягкие покрытия, пуфики и подушечки, сухой бассейн с шариками.
  2. Активационный блок – сенсорные панели для рук и ног, массажные мячики, тактильный коридор.

Использование зала ЛФК позволяет решать следующие задачи:

  • гармонизация психоэмоционального состояния детей;
  • развитие познавательной деятельности детей, их интереса к исследовательской деятельности;
  • стимулирование сенсорных процессов детей;
  • развитие общей и мелкой моторики ребенка, коррекция двигательных нарушений;
  •  развитие навыков позитивного общения.

Свежие комментарии