Педагогическая деятельность

Педагогическая деятельность

Подразделение коррекционной педагогики в Доме ребёнка проводит психолого-педагогическую реабилитацию нуждающихся в этом детей, в том числе детей-инвалидов для максимально полной адаптации к жизни в обществе. Оказывает психологическую помощь и педагогическую коррекцию нарушений развития связанных с заболеванием.
Задачи психолого-педагогической реабилитации:

  • Оценка реабилитационного потенциала путем применения различных диагностических методик;
  • Проведение коррекционно-развивающей работы с детьми-инвалидами, снижение имеющейся социальной недостаточности;
  • Развитие познавательных способностей и интеллекта;
  • Формирование навыков общения и коррекция поведения;

Используются такие методы, как игровая терапия, арттерапия, сказкотерапия, водно-песочная терапия.
В направлении организации психолого-педагогической помощи семье ребенка-инвалида широко используется такие формы работы как:

  • Консультирование родителей, опекунов, усыновителей.

Совершенно очевидно, что эффективная реабилитация больного ребёнка невозможна без активного участия его семьи, поэтому работа с родителями является одним из ведущих направлений деятельности специалистов  Дома ребёнка.

Направления работы:

Психокоррекция
Направлена на коррекцию психических функций (внимание, память, мышление), эмоционально-волевой сферы и коммуникативных навыков, личностных качеств и поведения. Для психокоррекционной работы используются методики, соответствующие степени выраженности физического и умственного дефекта, игровая терапия: ролевые игры, совместная игровая деятельность, развивающие игры, сказко-, арт- и водно-песочная терапия.Занятие проводиться в кабинете психолога

 

 

Педагогическая коррекция
Она носит характер познавательных коррекционно-развивающих занятий, проводимых опытными педагогами учреждения. Основными средствами педагогической коррекции являются игры, развивающие занятия, упражнения, продуктивная деятельность (изодеятельность), театрализация. Педагогическая коррекция направлена на развитие способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, обучению, социализации.
В ходе педагогических коррекционно-развивающих занятий формируются основные двигательные навыки, мелкая моторика, игровые навыки и навыки взаимодействия, развивается речь.

 

Логопедическая коррекция
В ходе развития речи детей используется коррекция речевого дыхания, моторики артикуляционного аппарата, мелкой моторики рук, звукопроизношения. Применяются дыхательная и голосовая гимнастика.
Целью дыхательных упражнений является увеличение объема, глубины и силы вдыхаемого и выдыхаемого воздуха, а так же нормализация ритма дыхания. Для общения с окружающими у детей с выраженной задержкой речевого развития формируются жестовые, мимические, голосовые, звукопроизносительные реакции, тренируются и закрепляются навыки произвольного произнесения слогов, облегченных слов. Используется логопедический массаж для нормализации мышечного тонуса, мимической и артикуляционной мускулатуры.

Специалисты  подразделения разрабатывают приоритетные направления работы: развитие мелкой моторики, муз-терапия, арт-терапия, песочная терапия.

Развитие мелкой моторики
На коррекционно-развивающих занятиях решаются следующие задачи:
1. Развитие двигательной активности детей:

  • Нормализация мышечного тонуса рук;
  • Совершенствование движений.
  1. Развитие функциональных возможностей рук, мелкой (тонкой) моторики:
  • Развитие правильных движений обеих рук поочередно;
  • Тренировка правильного способа удержания предмета;
  • Развитие моторики в соответствии со звучащим текстом;
  • Развитие движений пальцев рук;
  • Формирование правильного захвата.
  1. Развитие зрительно-моторной координации:
  • Рисование пальцем;
  • Пальчиковые игры;
  • Ориентировочно-поисковые действия.
  1. Стимуляция развития речи:
  • Активизация звукоподражания;
  • Пальчиковые игры со звукоподражанием;
  • Соотнесение игрушки со звукоподражанием;
  • Соотнесение действия со словом;
  • Имитация действий в соответствии со звучащим текстом.

Развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук является одним из основных направлений коррекционной работы по формированию у ребёнка правильной речи. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук оказывают стимулирующее влияние на развитие речи. Познавательные способности ребенка развиваются параллельно с навыками мелкой моторики. Каждая новая ступень развития предполагает более точные и тонкие движения рук и пальцев.

 

Технологии психолого-педагогической реабилитации:

Игровая терапия
Используются игры с предметами, сюжетно-ролевые, настольно-печатные, дидактические.
В игровой форме дети приобретают умения и навыки, необходимые в самообслуживании, узнают, уточняют, закрепляют знания. Формируются навыки захвата и удержания предметов, отыскивание предметов по звучанию, развитие целенаправленных действий по соотношению предметов друг с другом, отработка отдельных точных движений. Одна из частей игровой терапии – сюжетные игры. Для этого специально создано игровое пространство.

 

 

Арттерапия

Арт-терапия основана на занятиях художественным (изобразительным) творчеством.
Главной и основной целью арт-терапии является достижение положительных изменений в психологической сфере личности.
Каждый ребенок может участвовать в арт-терапевтической работе, которая не требует от него каких-либо способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков.
Арт-терапия особенно ценна для тех детей, кто недостаточно хорошо обладает речью, затрудняется в словесном описании своих чувств, переживаний. Продукты изобразительной деятельности являются объективным свидетельством настроений и мыслей человека. Используются нетрадиционные техники рисования, лепка.

Песочная терапия(Используется в работе психолога)
Песочная терапия — один из методов арт-терапии. Так как при манипуляции с песком создаются визуальные образы. Используется сухой и мокрый песок.
Песочная терапия используется для развития мелкой моторики, речи, мышления, формирует пространственные представления, корректирует эмоциональную сферу и навыки общения, обогащает словарный запас и общую осведомленность ребенка. Игра с песком вызывает неповторимые тактильные ощущения, которые невозможно получить, используя иные известные арт–терапевтические средства и материалы.

Сказко-терапия
Сказко-терапия — это лечение сказкой, книгой, образом, искусством. Через сказку ребёнок познаёт мир. Метод сказкотерапии основан на том, чтобы наблюдать, создавать ситуации, находить решение проблеммы.
При постановке сказки развивается фантазия, дети учатся принимать на себя какую-либо роль, проигрывая жизненные ситуации. Мы используем психокоррекционые, психотерапевтические и медитативные сказки.
Сказко-терапия назначается детям с различными неврозами, с проблемами эмоционально-волевой сферы. Сказко-терапия учит переживать, радоваться, сочувствовать, грустить и побуждает к речевому контакту.
Таким образом, значение сказко-терапии расширяется до понятия «социальная адаптация».

ЗАЛ ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗКУЛЬТУРЫ
Зал ЛФК в Доме ребёнка представляет собой специально оборудованное помещение, где ребенок, пребывая в безопасной, комфортной обстановке, наполненной разнообразными стимулами, при  сопровождении специалиста исследует окружающее.
Оборудование сенсорной комнаты дает возможность результативно работать специалисту с ребенком. У детей с ДЦП и невропатологией неразвиты или слабо развиты сенсорные и тактильные ощущения, наблюдаются серьезные нарушения эмоционально-волевой сферы и коммуникативных навыков. Возможности зала ЛФК позволят полноценно восстанавливать утраченные навыки.
Специальное оборудование зала включает в себя два функциональных блока:

  1. Релаксационный блок – в него входят мягкие покрытия, пуфики и подушечки, сухой бассейн с шариками.
  2. Активационный блок – сенсорные панели для рук и ног, массажные мячики, тактильный коридор.

Использование зала ЛФК позволяет решать следующие задачи:

  • гармонизация психоэмоционального состояния детей;
  • развитие познавательной деятельности детей, их интереса к исследовательской деятельности;
  • стимулирование сенсорных процессов детей;
  • развитие общей и мелкой моторики ребенка, коррекция двигательных нарушений;
  •  развитие навыков позитивного общения.

 

Установочный педагогический совет на тему:

«Перспективы и основные направления деятельности педагогического коллектива в  2022/2023 учебном году».

 

В  исполнении  годового плана работы и в соответствии с Положением о Совете педагогов, а так же в целях эффективной организации  деятельностии обеспечения образовательного процесса

в ГБУЗ РК ДР «Ёлочка»

31.08.2022г. состоялся установочный педагогический совет на тему: «Перспективы и основные направления деятельности педагогического коллектива в  2022/2023 учебном году».

Основная цель мероприятияпознакомить педагогов с итогами деятельности ГБУЗ РК ДР «Ёлочка»  за летний период, принять и утвердить план деятельности на 2022/2023учебный год.
В ходе заседания были рассмотрены вопросы:

  1. Подведение итогов летней оздоровительной работы.
  2. Утверждение годового плана воспитательно-образовательной работы на 2022-2023 учебный год. Утверждение учебного плана, календарного плана — графика на 2022-2023 учебный год.
  3. Рассмотрение и утверждение рабочих программ педагогов, музыкального руководителя, учителей-дефектологов, логопедов на 2022-2023 учебный год.
  4. Рассмотреть и утвердить ежедневную форму планирования воспитательно-образовательной работы педагогов на 2022-2023 учебный год.
  5. План проведения аттестации педагогических работников в новом учебном году.
  6. Организационные вопросы к началу учебного года.
  7. Решение педсовета №1

 

 

Консультация для педагогов

«Индивидуальная работа с детьми дошкольного возраста».

09 сентября  2022 г.  воспитатель Калиниченко Е. В. провела консультацию для педагогов Дома ребенка на тему:

«Индивидуальна работа с детьми дошкольного возраста».

Известно, что каждый ребёнок неповторим. Он имеет свои особенности нервной системы и психофизического развития. Индивидуальные особенности ребёнка влияют на усвоение им умений и навыков, на отношение к окружающим. Наблюдение за ребёнком в повседневной жизни, анализ его поведения и деятельности позволяют воспитателю спланировать задачи, методы, содержание индивидуальной работы.

Что такое индивидуальная работа с детьми дошкольного возраста?

Индивидуальная работа с воспитанниками — это система целенаправленного психолого-педагогического воздействия на сознание, чувства и поведение воспитанника с максимальным учетом особенностей его личности. Индивидуальный подход в образовательной деятельности дает возможность:

— охватить повседневным вниманием и целенаправленным взаимодействием каждого ребенка;

— всесторонне изучать и знать индивидуальные особенности каждого ребенка и педагогически целесообразно использовать эти знания в образовательном процессе;

— педагогически грамотно выбирать формы, методы, средства и приемы взаимодействия с детьми с учетом обстановки, индивидуальных особенностей и целей его подготовки и развития (воспитания, перевоспитания);

— умело создавать обстановку, педагогические ситуации для обеспечения эффективности обучения и воспитания детей;

 —     своевременно корректировать взаимоотношения воспитатель — воспитанник, целенаправленно добиваться успеха в работе с ним.

Цель индивидуальной работы — создание таких условий, которые бы обеспечили наибольшую реализацию возможностей воспитанника в процессе всестороннего развития его личности.

Организация индивидуальной работы с воспитанниками включает в себя комплекс мероприятий:

— определение целей и задач этой работы;

— охват постоянным вниманием всех воспитанников;

— продуманное планирование индивидуальной работы;

—  глубокий анализ и постоянный контроль за ее результатами;

Индивидуальная работа с детьми дошкольного возраста – это не просто способ оптимизировать воспитательные воздействия. С психологической точки зрения, это важное послание ребенку: я тебя вижу, ты имеешь значение. Индивидуальная работа помогает воспитателю решить две задачи. Первая – это помощь ребенку овладеть тем, чем по каким-то причинам он не может овладеть в ходе групповой работы. Например, освоить правила, научиться новому, опередить или догнать остальных, настроиться на конкретную деятельность. Вторая – терапевтическая. Индивидуальная работа дает ребенку почувствовать, что он не один, что рядом есть взрослый – источник поддержки, правил, а значит, и безопасности.

 

 

Мастер-класс  с использованием природного материала на тему «Весёлые птички».

16.09.2022 года в Доме ребенка «Ёлочка»

состоялся очень увлекательный и интересный мастер-класс для педагогов с приёмами нетрадиционного рисования «Весёлые птички»

Цель мастер-класса:  повышение мастерства педагогов через реализацию активных форм работы.

Педагоги познакомились с росписью по камню как одним из видов изобразительного искусства, научились приемам и последовательности действий при работе с природным материалом. Результатом работы стали картины с использованием гальки, которые создали сами участники мастер-класса. Все получили положительные эмоции и хорошее настроение.

 

Свежие комментарии

    Версия для слабовидящих

    Страницы

    Рубрики

    Апрель 2024
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    « Мар    
    1234567
    891011121314
    15161718192021
    22232425262728
    2930